Чтобы обогрев частного дома обходился дешевле, некоторые работы по обслуживанию отопления владельцы предпочитают проводить самостоятельно. Одной из таких операций является закачка теплоносителя в систему отопления. Процесс заполнения отопительной системы нельзя назвать сложным, но он является довольно трудоемким, поэтому лучше заранее подготовить все необходимое оборудование и инструменты.
Выбор теплоносителя
В отопительных системах используются две категории рабочих жидкостей: вода и антифриз. Каждый вариант имеет свои плюсы и минусы.
Вода. Это совершенно безвредный и практически бесплатный теплоноситель, что по сравнению с антифризами можно считать преимуществом. Однако перед тем, как заполнить систему отопления водой, ее следует очистить от солей жесткости и механических примесей. Стоимость же очищенной (дистиллированной) жидкости довольно высока. Основной минус воды как теплоносителя – значительное увеличение в объеме при замерзании. Поэтому для зданий с временным проживанием следует выбирать второй вариант – незамерзающие жидкости.
Антифризы. Это теплоносители представляющие собой водные растворы этиленгликоля и пропиленгликоля. Температура замерзания, в зависимости от концентрации и типа растворенного вещества, находится в пределах –30…–60 °C. При выборе антифриза для системы отопления нужно учитывать особенности конкретного состава:
- на основе этиленгликоля. Очень токсичная жидкость. Не допускается к применению в открытых системах и частных домах, особенно в двухконтурных схемах отопления. Жидкость имеет ярко-малиновый цвет.
- на основе пропиленгликоля. Теплоноситель будет наилучшим вариантом для систем отопления частных домов. Он дороже этиленгликолевого аналога, но это компенсируется его безвредностью для человека и окружающей среды.
Антифризы на основе гликолей нельзя использовать с оцинкованными трубами, так как при контакте начинается активная реакция и теплоноситель меняет свой состав.
Как происходит заполнение отопительной системы
Способ залива антифриза в систему отопления зависит от того, является она открытой или закрытой. Для каждой схемы выбирается свой вариант. В большинстве случаев купленный антифриз – это концентрат, который следует разбавить перед тем, как закачать в отопительную сеть. Делать это следует строго по инструкции производителя.
Заполнение закрытой отопительной системы
В систему отопления такого типа проще всего закачать антифриз с помощью насоса, который присоединяют к штуцеру подпитки. Если насоса нет, то теплоноситель следует заливать через самую высокую точку, предварительно открутив автоматический воздухоотводчик. При заливе понадобится помощник. Он будет выпускать воздух из радиаторов, в то время как будет проходить закачка теплоносителя. Это позволит своевременно устранять образующиеся воздушные пробки.
Подготовка к работе. Перед тем как залить антифриз в систему отопления, необходимо подготовиться. Для этого следует:
- закрыть сбросные краны Маевского и те, что отсекают котел;
- открыть всю запорную арматуру и вентиль расширительного бака.
Купленный антифриз должен быть разбавлен до требуемой концентрации согласно инструкции производителя.
Процесс заполнения. При закачке антифриза давление в системе контролируется манометром. После достижения показателей 1,4–1,5 бара помощник начинает постепенно выпускать воздух из отопительных батарей последовательно от нижних до верхних. При этом второй работник контролирует уровень давления в системе, чтобы оно не падало ниже 1 бара. С этой целью антифриз постоянно подкачивается в трубы. После того как из системы выпущен весь воздух, закачка теплоносителя продолжается, пока давление в системе не достигнет 1,5 бар. Затем следует открыть краны котла: сначала на обратной магистрали, затем на подающей. Очень важно открывать второй кран очень медленно, так чтобы воздух успевал выпускаться через воздухоотводчик. Давление при этом снова начнет снижаться, антифриз следует снова немного подкачать.
Завершение закачки. После того как радиаторы заполнены, из циркуляционного насоса следует выпустить оставшийся воздух. Затем проводится прокачка системы без радиаторов отопления. Для этого включают теплогенератор (котел) и циркуляционный насос. После прогрева труб на каждом радиаторе открывают краны и проверяют, вышел ли из них полностью воздух. Если все сделано правильно, давление достигнет требуемого уровня и стабилизируется.
На что обратить внимание. Подпиточная линия закрытой отопительной системы обязательно должна быть оснащена обратным клапаном пружинного типа. Если он отсутствует, то закачать туда теплоноситель будет очень сложно. При запуске отопления и достижении рабочей температуры давление в трубах не должно превышать 1,8 бара.
Заполнение открытой отопительной системы
Для отопления такого типа следует выбирать только безвредный антифриз на основе пропиленгликоля. Система оснащена открытым расширительным бачком с крышкой, куда и следует заливать теплоноситель.
Процесс заполнения. Теплоноситель может заливаться прямо в бачок или через подпиточный вентиль. В последнем случае используется насос. Перед началом заливки краны Маевского на всех радиаторах следует открыть. По мере заполнения их постепенно закрывают. Подкачку насосом останавливают, когда начинает повышаться уровень в расширительном бачке.
На что обратить внимание. Перед началом закачки следует открыть всю запорно-регулирующую арматуру в системе. После запуска и прогрева теплоносителя до требуемой температуры нужно снова стравить воздух из радиаторов через краны Маевского. Если после этого уровень жидкости в расширительном бачке снизился, антифриз доливают примерно до ½ объема.
Как сливать теплоноситель
Рабочая жидкость из системы сливается в канализацию, если залита вода или специальный резервуар при использовании антифриза. Слив включает в себя несколько последовательных этапов:
В завершение работ шланг переключают на магистраль подачи.
Так как работы требуют наличия определенных навыков, для заполнения и слива теплоносителя систем отопления рекомендуется вызывать специалистов.